Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, гимнастики и пр. Необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтоб она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, впечатления от услышанного, увиденного могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью необходимо продумать возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиться естественного её включения в детскую деятельность.

Дети любят слушать песни, танцевальную и инструментальную музыку в записи. Поэтому воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, желание слушать её. Воспитатель поет вместе с детьми знакомые песни, музыкальный руководитель занимается индивидуально с детьми, помогая им освоить пение a capella, игру на музыкальных инструментах и др. во время поздравления детей с днем рождения будут уместны музыкальное поздравление, концерты из знакомых и любимых песен.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение.

Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют её самостоятельно.

Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься и усваиваться детьми, если при первоначальном её пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, при знакомстве со сказкой «Колобок», воспитатель может на металлофоне изобразить, как покатился колобок, как скачет заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.
При роботе над стихотворением А. Л. Барто «Лошадка» будет интересно прослушать запись одновременной музыкальной пьесы Н. Потоловского.
В старших группах перед разучиванием стихотворения А.С. Пушкина «Осенью» можно прослушать «Осеннюю песню. П.И. Чайковского.
Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа. Например, пьеса « Клоуны» Д. Кабалевского создает определенный настрой, дает возможность детям по-своему изобразить веселого и смешного клоуна в рисунке.

В свободное от занятий время дети устраивают игры, в которых музыке отводится значительная часть. Например, можно играть в «концерт», «музыкальнее занятие», «цирк». В этих играх дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, сочиняют собственные песенки. Если дети грают в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может использоваться. Веселая песенка может сопровождать «путешествие» на автомобиле, поезде, пароходе и др. Девочки поют колыбельные песни, укладывая кукол спать.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности детей. Некоторые и игр предварительно разучиваются во время занятий, закрепляются в повседневной жизни, знакомятся с новыми. Во многих играх используются музыкальные инструменты. В игре на различных тембра воспитатель поочередно играет на разных музыкальных инструментах и обращается к каждому играющему назвать инструмент или найти его среди карточек. Для игры на различение ритма воспитатель готовит карточки с условной записью ритмического рисунка знакомых песенок или попевок. Выигрывает тот, кто правильно пропоет большее количество попевок. С помощью технических средств можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки. Слушая музыку, дети стараются определить что это- полька или вальс, марш или русская плясовая. При этом помогают движения под музыку.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны, красочно и эстетично оформлены. Дети могут участвовать в изготовлении игр: подбор картинок, вырезывание карточек и др. для таких игр как «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни».
Во время прогулок музыка создает хорошее настроение, вызывает различные эмоциональные переживания . дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы, организовывать игры с пением «У медведя во бору» и др. Многие пенсии можно инсценировать «На мосточке», «Пола млада за водой» и др. Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети выбирают водящего с помощью считалочки «Конь ретивый» и др.
Подвижные музыкально – дидактические игры хорошо проводить во время прогулок «Узнай по голосу», «Тише – громче в бубен бей» и др., на различение тембра музыкальных инструментов «На чем играем» и др.

Развлечения с использованием музыки (концерты, музыкальные игры – драматизация, кукольные спектакли, соревнования, викторины) являются важным средством углубления музыкального представления детей. Музыка в развлечениях звучит или в исполнении взрослых, или детей (песни, танцы, игры), или используется в записи. Сольное, хоровое, оркестровое звучание музыки способствует развитию эстетического восприятия музыки.
Музыкальные игры, игры – забавы, инсценировки, игры – драматизации могут проводиться с детьми всех возрастов, начиная в группах раннего возраста с песенок «Ладушки», «Сорока – белобока» и др. Сочетание музыки с игровыми действиями создает непринужденную обстановку для детей, переключает внимание детей, вносит разрядку, снимает утомление, создает приподнятое настроение.

Добавить комментарий